Alexander Kondakov (kondakoff) wrote,
Alexander Kondakov
kondakoff

Category:

Двух-растворные проявители

Продолжая тему ч\б обработки фотоматериалов, хочу высказать свои размышления о Двух – растворных проявителях, как о наиболее простом и качественном способе проявления фотоплёнок.

Плюс 2-х растворника в том что:


1.Мало ингредиентов.
2.Ровный негатив. Нет «угля» и «стекла»
3.Невозможно пере проявить плёнку. Увеличение времени проявления хоть на 10 мин (!) не повлияет существенно на результат.
Добавится небольшая вуаль, не ухудшающая фатально негатив.
(Попробуйте для сравнения пере проявить на 10 мин в Д76)
4.Мало критичен к температуре. Поправка делается эмпирическим путем и опять же несущественна. Рабочая температура 20-23 градуса.
5.Первый раствор всегда одноразовый, второй доливается по мере использования, но не более 10 роликов за раз. После также сливается.
Т.е. практически всегда свежий.
6.Есть вариант концентрированного раствора этого проявителя, и мною он использовался.
7.Негативы «тонкие» с красивым зерном, идеальным для «точки» в увеличителе и очень резкой печати.
8.Стабилен.

Все советские от Фото 100,250, (Свема-Тасма) КН1,2, и Тип17,22,42, (Тип 22 шириной 70мм включительно) а так же Микрат на нем были опробованы.(Как и Kodak Professional Academy)
Результат очень хороший.

В том и прелесть этого проявителя.
Однажды, отсняв днем важную съемку, пообещал картинки утром, и приехав в Мастерскую, очень сожалел об этом, потому как хронические недосып давал о себе знать..
Но раз пообещал, надо делать.
Разлил по бочкам проявитель, погасил свет, вставил спираль в 1-й р-р и спокойно так отключился. Уснул. :)
Проснулся в полной темноте и в ужасе. Хорошо что не вкл свет, вспомнив где я и что тут делаю, перенес спираль из 1-го р-ра во 2-й и с нетерпением ожидал как оно там…потом фиксаж ..в итоге, в 1-м растворе ролик пролежал 30 мин моего сна. Без ротации.
И ничего особенного.
Чуть мне показалось более завуалированные пленки.
Но печаталось хорошо.

Минусы:
1.Возня с перекладыванием спирали.
2.Ручное приготовление.
3.Одноразовый (как вариант)
4.Трудно получить высокий контраст.
5.Нет Пуш и Пул вариантов.
6.Неизвестен мне результат на современных сегодняшних фото плёнках.
7.Тонкий негатив.
8.Проблема при сканировании. Обязателен Photoshop или другой редактор.
9.Невелик контраст.

Вроде все.
Что еще вспомню, напишу.

Вот сам Рецепт. Его когда-то опубликовали под названием «Лейка Ньюс»

1-й раствор

Вода 750 мл
Метол 5 г
Сульфит натрия б/в чда 100 г
Вода до 1 литра

2-й раствор

Вода 750 мл
Сульфит натрия б/в чда 6 г
Сода кальц чда 15 г
Вода до 1 литра

Время проявления в 1-ом растворе от 2-10 мин (больше нет смысла)
во втором 3-5 мин при температиуре 20-22 гр.
Переносить пленку из одного раствора в другой без ополаскивания.
Время проявки я подгонял 5+5 температура 21 гр.
Тестировал все пленки в этом режиме, выяснял реальную чувствительность и на нее и снимал.
Перемешивание (ротация) частое, в среднем каждые 15-20 сек, если это бачек 330 мл, то каждые 15-20 сек оборот-два, остановка..
Если это двухъярусный бачек, то вращение бочка, с финальным постукиванием каждые 30 сек.
Выберете свой режим, запишите – запомните его и им всегда пользуйтесь.

Способ растворения и приготовления раствора также прост:
1-й раствор.
Вода примерно 40-50 градусов, растворить часть сульфита (1\10 от всего объема)
после метол, после полного растворения метола, добавляем оставшийся сульфит небольшими порциями дожидаясь растворения всех мелких комков, если они есть.
Долить воды до нужного объема.
Перед употреблением остудить до нужной температуры, желательно отфильтровать.

2-й раствор.
Температура воды та же.
Весь сульфит растворить, не спеша и вдумчиво.
Сода. Ее немного, и потому растворится она легко.
Долить воды до нужного объема.
Перед употреблением остудить до нужной температуры, желательно отфильтровать.

Хранится не используемый раствор долго, используемый раствор сливать.

1-й раствор – один бачек 330 мл на 2 ролика пленки, после добавление 50 мл свежего раствора, снова два ролика – 50 мл свежего раствора. Так делать не более пяти раз.
Все слить, бачек промыть, залить чистый и свежий раствор, и если нужно продолжать.
2-й раствор – заменять после двух роликов пленки.
(раньше использовал его до «упора» в последние годы 2-4 ролика и в раковину. Он не дорог, ингредиентов мало)
Вот вроде и вся премудрость.

Вариация Двухрастворного Д 76

(видел их много, пробовал так же много, этот мне понравился тем, что им можно было тянуть (Пуш) пленки.

1 й раствор
Вода 750 мл
Метол 2 г
Сульфит натрия б\в 100 г
Гидрохинон 5 г
Калий Бромистый 1 г ( или 10 мл 10% раствора)
Вода до 1 литра

2 – раствор
Бура кристаллическая 50 гр.
Вода до 1 литра.
Режим обработки:
3-5 мин в первом и без ополаскивания 3-5 мин во втором. Температура 20-22
1-й раствор = в 330 мл бачке 2 ролика + 50 мл свежего – слить раствор.
Во втором менять раствор каждые 2 ролика.

Проявитель интересен тем, что проверен временем. Умеренно мелкое зерно, хорошая проработка, стабильные результаты.
Позволяет тянуть пленку увеличивая время проявления во 2-м растворе.
(более 10 мин нет смысла, лезет вуаль)
Результат зависит он конкретного фотоматериала.

И напоследок.

У каждого фотографирующего свои требования к негативу.

Кто то любит «плотные», насыщенные негативы, кто то «тонкие» серые, но проработанные, кто то уважает зерно, а для кого то это недостаток.

Поэтому, нужно пробовать и для себя понять , надо Вам или нет именно этот способ проявления фото плёнки.

Tags: archive, b&w, development, films, Заметки на обочине, рекомендую
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments